Thursday, February 8, 2007

Чёрный квадрат - не наш символ

Вчера встречался с одним художником, он показывал свою картину -"Разрубленный черный квадрат" (на фоне сельского пейзажа - колода, на которой валяется разрубленный топором надвое черный квадрат).
Художник закладывал в картину разрушение чуждого нам символа.
Заинтересовавшись, поискал сегодня информацию о черном квадрате и вот что удалось найти:


-----------
Кицур Шулхан Арух
Глава 126
ЧТО НЕОБХОДИМО ДЕЛАТЬ В ПАМЯТЬ О РАЗРУШЕНИИ ХРАМА

1.После того, как был разрушен Храм, постановили мудрецы наши благословенной памяти, чтобы ко всякому радостному событию было примешано что-то напоминающее о разрушении Храма, как сказано: «...Если забуду я тебя, Иерусалим... если не поставлю я Иерусалим во главу веселья моего». И постановили мудрецы, что нельзя человеку строить дом, оштукатуренный и покрашенный, как строят царское жилье, и что нельзя штукатурить весь дом штукатуркой. Делать же следует так: обмазать весь дом глиной и оштукатурить его, оставив квадрат размером ама на ама напротив входа (1) без штукатурки, чтобы вспоминать о разрушении Храма. Ясной же причины того, почему так не поступают сейчас, мы не знаем.

(1)- (Если это сделано, разрешается даже оштукатурить и окрасить дом, как строят царское жилье.) Некоторые оставляют неокрашенный участок над входом, и, возможно, это делается для того, чтобы этот не закрашенный квадрат всегда был виден хозяину дома, который, как правило, сидит напротив входа.

http://www.istok.ru/jews-n-world/Kitsur/126.shtml
----------------

Чёрный квадрат
Черный квадрат (Третьяковская галерея)

«Чёрный квадрат» (1913) — самая известная картина Казимира Малевича.

Картина представляет собой полотно размером 79,5 на 79,5 сантиметров. На нём изображён чёрный квадрат на белом фоне.


Значение

Символ русского авангада. Самая знаменитая картина русской живописи наряду с «Троицей» Рублёва. Интересно, что обе картины представляют собой иконы.

История картины

Картина была написана Малевичем летом и осенью 1915 года. По утверждению художника, он рисовал её несколько месяцев.

Картина была выставлена на последней футуристической выставке «0.10», открывшейся в Петербурге 19 декабря 1915 года. Среди тридцати девяти картин, выставленных Малевичем на самом видном месте, в так называемом «красном углу», где обычно вешают иконы, висел «Черный квадрат».

Впоследствии Малевич написал несколько копий «Чёрного квадрата» (по некоторым данным, семь). Им были также написаны картины «Красный квадрат» (в двух экземплярах) и «Белый квадрат» («Супрематическая композиция» — «Белое на белом») — один.

«Квадрат» сыграл свою роль в оформлении похорон Малевича в 1935 году. Во время похорон на открытой платформе грузовика с изображением чёрного квадрата на капоте был установлен супрематический саркофаг, а над могилой (близ деревни Немчиновки) был поставлен деревянный куб с изображением чёрного квадрата. Вскоре могила была уничтожена.

История написания картины: версии. Легенды, связанные с «Квадратом»

По утверждениям самого художника, «Квадрат» занимал центральное место в его творчестве. «Я долгое время не мог ни есть, ни спать» — говорил Малевич, «и сам не понимал, что такое сделал».

Существует версия, что на появление «Квадрата» повлияла смерть от тифа единственного сына Малевича Анатолия в октябре 1915 года.

Другая версия состоит в том, что картина была написана позже, к выставке — поскольку огромный зал надо было чем-то заполнить. Эта интерпретация основана на письме одного из организаторов выставки Малевичу:

Надо писать сейчас много. Помещение очень велико, и если мы, 10 человек, напишем картин 25, то это будет только-только.

*

Интерпретации

Непосредственная реакция критики

«Правая» художественная критика восприняла «Чёрный квадрат» как вызывающий антихристианский жест. Крупнейший на тот момент художественный критик, основатель объединения «Мир Искусства» Александр Бенуа написал сразу после выставки:

Несомненно, это и есть та икона, которую господа футуристы ставят взамен мадонны.

«Левая» критика поняла «Квадрат» так же, но реагировала на это восторженно.

Известно, что Михаил Гершензон держал одну из копий «Квадрата» у себя в кабинете над столом.

Интерпретации автора

Сам Малевич в своих лекциях об искусстве называл «Квадрат» «Царственным Младенцем», тем самым сближая «Квадрат» с изображением Христа.

В витебский период творчества интерпретация «Квадрата» изменилась. В листке УНОВИС № 1, вышедшего в Витебске 20 ноября 1920 года, говорилось:

Ниспровержение старого мира искусства да будет вычертано на ваших ладонях. Носите чёрный квадрат как знак мировой экономии.

Позднейшие интерпретации «Квадрата»

В дальнейшем некоторые исследователи связывали «Квадрат» с еврейскими мотивами в творчестве Малевича.

Ярослав Ушаков в своей работе замечает, что, согласно установлениям иудейского траката «Кицур Шулхан Арух», «по установлению мудрецов, следует оставить на стене напротив входной двери неоштукатуренный квадрат размером локоть на локоть (48x48 см) — чтобы всякий раз, увидев его, вспоминать о разрушенном Иерусалимском Храме». Автор предполагает, что«Чёрный квадрат» — это иудейский символ, «выставленный на всеобщее обозрение».

Леонид Кацис в работе возводит «Чёрный квадрат» к тфилин:

Зададим себе вопрос: "Что могло значить выражение «черный квадрат на черном фоне», «черный квадрат на белом фоне» и т. п. для молодых витебских художников-евреев, проживших всю свою жизнь в еврейской провинции? Как должны были они воспринимать этот предмет (и предмет ли это?), если сами они писали: «Носите черный квадрат…»? Никак не менее 5 раз в неделю видели они, если не использовали сами, именно предмет, который представляет собой «черный куб на черном квадратном фоне». Это тфилин — ритуальный предмет, надеваемый иудеями при молитве. Понятно,что черный куб на черном фоне и даст нам искомый «черный квадрат на черном фоне». Приведем теперь формулировки Торы по этому поводу и сопоставим их с приведенной цитатой из Листка УНОВИСА № 1. Писание гласит: «И навяжи их (слова Божии) в знак на руку твою, и да будут они повязкой над глазами твоими» (Дварим-Второзаконие 6,8); или «Положите сии слова мои в сердце ваше и в душу вашу, и навяжите их в знак на руку свою, и да будут они повязкой над глазами вашими» (Шмот-Исход 13,9). Очевидно, что слова эти близки к тем, что мы видели на Листке УНОВИСА №1.

Тот же автор фиксирует факт ношения «чёрных квадратов» некоторыми участниками супрематистского движения.

«Квадрат» временами проивопоставляют т. н. «белому дракону», чистому листу без рисунка, имеющему символическое значение в даосизме.

"Квадрат" в литературе

Пелевин в своём романе «Священная Книга Оборотня» пишет от лица главной героини:

…я яростно рванулась к черному квадрату свободы, в котором уже горели первые звезды. Забегая вперед, хочу сказать, что именно этот опыт помог мне впоследствии понять картину Казимира Малевича «Черный Квадрат». Я бы только дорисовала на нем несколько крохотных сине-белых точек. Однако Малевич, хоть и называл себя супрематистом, был верен правде жизни — света в российском небе чаще всего нет. И душе не остается ничего иного, кроме как производить невидимые звезды из себя самой — таков смысл полотна.

Последние экспозиции

На знаковой выставке 2004 года в варшавской галерее «Захента» «Варшава — Москва, 1900—2000», где выставлялись более 300 картин, скульптур, инсталляций (в частности, много картин русского авангарда) «Квадрат» из Третьяковской галереи был представлен в качестве центрального экспоната выставки. При этом он был вывешен в «красном углу», как на выставке «0.10».

В 2005 году на выставке графики современных художников из стран Центральной и Восточной Европыв «Смысл жизни — смысл искусства» (в России была представлена в Третьяковской галерее с 8 ноября — 4 декабря) экспонировался рисунок словенской группы «Ирвин» — «Три иконы», где черный квадрат Малевича висит в красном углу. Тот же черный квадрат появляется в рисунках Эрика Булатова и Леонида Сокова.

http://www.ewiki.info/article/_25D0_25A7_25D1_2591_25D1_2580_25D0_25BD_25D1_258B_25D0_25B9__25D0_25BA_25D0_25B2_25D0_25B0_25D0_25B4_25D1_2580_25D0_25B0_25D1_2582

via http://bulba-dmitry.livejournal.com/15535.html & http://mera.com.ru/forum/read/1/30546

No comments: